МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ 

учителям общеобразовательных школ при работе

с неуспевающими и слабо успевающими учащимися

/Использование учителем в своей работе данных рекомендаций позволит повысить качество знаний и успеваемость учащихся.

При работе с данной категорией учащихся учитель должен руководствоваться следующими правилами:

  • понимать и без оценочно принимать внутренний мир своих учеников;
  • вести себя естественно, в соответствии со своими взглядами и чувствами;
  • к школьникам относится доброжелательно, с уверенностью в возможности и способности каждого ученика;
  • стимулировать и активизировать осмысленное учение и свободное развитие личности, познавательные мотивы школьников, их любознательность;
  • помогать учащимся формулировать стоящие перед ними цели и задачи;
  • максимально использовать различные технологии, формы, методы и средства обучения;
  • ипользовать различные виды обратной связи между ним и учеником: собеседования, опрос-диалог, дискуссия, совместно-групповые формы обучения и т.д.;
  • поддерживать групповые формы работы учащихся;
  • предоставлять учащимся разнообразные учебные материалы.

 

СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ 

неуспевающим и слабоуспевающим учащимся

может включать следующие меры:

  • помощь в планировании учебной деятельности;
  • повторение и выполнение минимального количества заданий для ликвидации пробелов и устранения типичных ошибок;
  • дополнительное конструирование в ходе учебной деятельности;
  • помощь в алгоритмизации и развитии различных психических процессов с использованием памяток, инструктивных карточек и упражнений;
  • стимулирование активности учащихся в учебной деятельности путём поощрений, создание ситуации успеха и т.д.;
  • контроль за учебной деятельностью, побуждение к самоконтролю и взаимоконтролю.

     При работе с детьми данной категории основным подходом является так называемое «поддерживающее обучение». Суть его заключается в том, что новая  информация выдаётся небольшими дозами  в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися.

     Учитель делает короткую презентацию, включает в обсуждение учебного материала школьников, а затем продолжает работу с содержанием нового материала и вновь привлекает учеников к самостоятельному осмыслению и объяснению услышанного. Далее он может дать новую порцию материала с последующей самостоятельной работой учащихся. Разные виды поддержания активности на занятиях в достаточной мере чередуются, что позволяет учителю постоянно управлять познавательной деятельностью учеников.

     Для того чтобы дать ученику почувствовать ответственность за свою работу, предлагается чаще давать ученикам небольшие задания, выполнения которых позволит проводить самооценку полученных результатов и чувствовать «продвижение» в учёбе. Эти учащиеся больше других нуждаются в создании ситуации успеха.     

При обучении используется метод «малейших шагов» с большой детализацией, развёрнутостью действий  в форме алгоритмов, с использованием предметно-практической деятельности детей.

    На различных этапах занятия с неуспевающими и слабоуспевающими учениками могут быть использованы следующие виды помощи:

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательностью при проверке знаний, умений, навыков;
  • Снижение темпа опроса, выделение дополнительного времени при подготовке ответов на вопросы учителя;
  • Предложения учащимся примерного плана ответа;
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления или процессы;
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала:

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям.

При организации и в ходе самостоятельной работы на занятиях:

 

 

  • Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использования карточек –консультаций, карточек с направляющим планом действий;
  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
  • Напоминание приёма или способа выполнения задания;
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правила;
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнения;
  • Инструктирования о рациональных путях выполнения заданий, требования к их оформлению;
  • Стимулирование самостоятельных действий, тщательный контроль за выполнением заданий, указания на ошибки, проверка, исправления.