ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Порядок организации и проведения профориентационной работы ведется с учетом требований ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении».

 

Профориентационная работа осуществляется на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях учащихся, их ориентирование на специальности и направления, предоставляемых средними-специальными и высшими учебными заведениями.

 

Цель и задачи профориентационной работы:

 Цель профориентационной работы: подготовить учащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

 

Задачи профориентационной работы:

·         Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.

·         Определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации.

·         Развитие значимых для профессиональной деятельности

·         психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.)

·         и специальных (математических, художественных и др.) способностей.

·    Создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей.

·         Ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии.

·         Пропаганда востребованных в обществе профессий.

·         Оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.

·         Организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации учащихся.

 

Основные мероприятия (направления) профориентационной деятельности

    Вся профориентационная работа осуществляется с определенным акцентом по направлению, по которому идет подготовка в школе. Однако этот акцент не должен ущемлять свободу выбора выпускника. В соответствии с поставленными целями и задачами профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в школе.

 

Основные мероприятия по профориентационной работе:

• проведение консультаций с учащимися по выбору направления, наиболее соответствующей их способностям, склонностям и подготовке;

• организация и проведение тестирования по выявлению профессиональных интересов;

• проведение профориентационной работы среди учащихся, направленной на приобретение перспективных, общественно значимых специальностей,

• установление связи со средними профессиональными учебными заведениями и высшими профессинальными учебными заведениями;

• организация и проведение встреч учащихся с представителями профессий, пользующихся спросом на рынке труда;

 

Работа с учащимися в школе по профессиональному самоопределению:

· преподавание в школе – углубленное изучение предметов;

· руководство научными обществами учащихся – кружковая работа;

организация и проведение тематических экскурсий;

· проведение анкетирования учащихся по их самоопределению в профессии;

· активизация интереса учащихся к выбору профессии;

 

Работа с классными руководителями в школе по профессиональному самоопределению учащихся:

·         взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, склонностей, уровня обучения учащихся;

·         изучение склонностей, интересов в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды внеклассной деятельности;

 

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению учащихся:

·         участие в родительских собраниях;

·         информирование родителей учащихся о специальностях

·         (профессиях)

·         участие в коррекции профессиональной направленности учащихся;

·         информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда,

·         разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации учащихся – выборе профессии.

 

Организационно-массовые формы профориентационной работы:

 ·психолого-педагогические тренинги профессионального самоопределения учащихся;

·         лекции по профориентации;

 

Методическая работа:

·         разработка и апробация методик профессионального самоопределения;

· профессиональное ориентирование учащихся через включение в научно-исследовательскую деятельность.

 

Профориентационные диагностика и консультации:

·         исследование мотивации выбора профессии;

·         исследование профессиональных интересов;

· исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;

·         индивидуальные консультации для учащихся, родителей,

педагогов.

 

Работа с родителями обучающихся:

·         тематические родительские собрания;

·    классные часы с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;

 

·   встречи учащихся и родителей с выпускниками – студентами ССУЗОВ И ВУЗОВ