ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
Порядок организации и проведения профориентационной работы ведется с учетом требований ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении».
Профориентационная работа осуществляется на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях учащихся, их ориентирование на специальности и направления, предоставляемых средними-специальными и высшими учебными заведениями.
Цель и задачи профориентационной работы:
Цель профориентационной работы: подготовить учащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Задачи профориентационной работы:
· Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.
· Определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации.
· Развитие значимых для профессиональной деятельности
· психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.)
· и специальных (математических, художественных и др.) способностей.
· Создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей.
· Ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии.
· Пропаганда востребованных в обществе профессий.
· Оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.
· Организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации учащихся.
Основные мероприятия (направления) профориентационной деятельности
Вся профориентационная работа осуществляется с определенным акцентом по направлению, по которому идет подготовка в школе. Однако этот акцент не должен ущемлять свободу выбора выпускника. В соответствии с поставленными целями и задачами профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в школе.
Основные мероприятия по профориентационной работе:
• проведение консультаций с учащимися по выбору направления, наиболее соответствующей их способностям, склонностям и подготовке;
• организация и проведение тестирования по выявлению профессиональных интересов;
• проведение профориентационной работы среди учащихся, направленной на приобретение перспективных, общественно значимых специальностей,
• установление связи со средними профессиональными учебными заведениями и высшими профессинальными учебными заведениями;
• организация и проведение встреч учащихся с представителями профессий, пользующихся спросом на рынке труда;
Работа с учащимися в школе по профессиональному самоопределению:
· преподавание в школе – углубленное изучение предметов;
· руководство научными обществами учащихся – кружковая работа;
организация и проведение тематических экскурсий;
· проведение анкетирования учащихся по их самоопределению в профессии;
· активизация интереса учащихся к выбору профессии;
Работа с классными руководителями в школе по профессиональному самоопределению учащихся:
· взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, склонностей, уровня обучения учащихся;
· изучение склонностей, интересов в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды внеклассной деятельности;
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению учащихся:
· участие в родительских собраниях;
· информирование родителей учащихся о специальностях
· (профессиях)
· участие в коррекции профессиональной направленности учащихся;
· информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда,
· разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации учащихся – выборе профессии.
Организационно-массовые формы профориентационной работы:
·психолого-педагогические тренинги профессионального самоопределения учащихся;
· лекции по профориентации;
Методическая работа:
· разработка и апробация методик профессионального самоопределения;
· профессиональное ориентирование учащихся через включение в научно-исследовательскую деятельность.
Профориентационные диагностика и консультации:
· исследование мотивации выбора профессии;
· исследование профессиональных интересов;
· исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
· индивидуальные консультации для учащихся, родителей,
педагогов.
Работа с родителями обучающихся:
· тематические родительские собрания;
· классные часы с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
· встречи учащихся и родителей с выпускниками – студентами ССУЗОВ И ВУЗОВ